ГлавнаяРелигия Почему Православная Церковь чтит святого равноапостольного великого князя Владимира?
Почему Православная Церковь чтит святого равноапостольного великого князя Владимира?
04.07.2007
Страница 5 из 5
Аналогично и на территории, которая впоследствии стала Киевской Русью, существовала древняя религия, где почитали небесного Бога-Отца и Мать-Землю. Такое же почитание можно увидеть и в протоиндийской цивилизации: там почитали Богиню-Матерь (олицетворяла землю) и ее супруга, «рогатого бога» (олицетворял небо, оплодотворяющее землю дождем). Высшим божеством ариев, завоевавших Индию и бывших предками славян, был Дьяус (Небо), называемый также Дьяус Питар (Небесный, или Светозарный Отец). Это то же, что латинский Диес Питер (он же Юпитер) или Зевс Патер (Зевс Отец) древних греков. Латинское слово Deus, имеющее, как и Дьяус, индоевропейский корень deiwos (дневное небо), в христианскую эпоху стало обозначать Единого Бога. То есть мы опять сталкиваемся с явлением «ушедшего Бога», которое присуще практически всем архаическим религиям и отражает завершение процесса деградации прамонотеизма (единобожия, свойственного, как предполагают, доисторическому человечеству) до политеизма (многобожия) и, в пределе, до спиритизма (магических отношений с духами). «Ушедшим Богом» религиоведы называют фигуру Небесного Отца, о котором еще, как правило, помнят, но практически Ему уже не молятся. Так, Дьяус Питар уже в Ригведе не играет никакой существенной роли, упоминается редко и всегда в паре со своей супругой, также малозначимой богиней Земли Притхиви (когда она редко упоминается отдельно, то зовется Адити — «беспредельность»). В роли верховного небесного бога Дьяуса сменил Варуна, который также не устоял на вершине пантеона: в позднейшей ведической мифологии он стал второстепенным богом вод. В эпоху же завоевания северной Индии на первый план арийского пантеона выходит бог Индра, которому посвящено больше всего гимнов Ригведы — почти четверть. Индра — громовержец, бог бури и натиска, бог воинов. Похожая ситуация и в славянской мифологии. Сварог – верховный бог более древнего периода отодвигается на второй план, а на первое место перед Крещением Руси выдвигается Перун, бог громовержец.
То же самое можно сказать о Роде как «самом первом боге», но отодвинутым на задний план менее могущественными и более поздними славянскими божествами. И это не потому, что «иудеи постарались», а как, было показано выше, это объективный и всемирный процесс. Потому, благодаря христианству, народ Киевской Руси возвратился к естественному состоянию видения Истины, когда вновь познал Единого Бога, но уже не в искаженном виде (как в период деградации первобытного монотеизма), а в виде истинном. Он познал Его в образе Богочеловека – Господа Иисуса Христа, принявшего человеческую плоть, дабы избавить ее от смерти. Воскреснув из мертвых, Христос открыл всем людям путь к всеобщему воскресению, которое свершится при кончине мира сего. Ведь смертность – это неестественное состояние человека. Не потому ли в нем сохранялась знание о будущем избавлении от смерти даже тогда, когда он отходил от Бога далеко и начинал создавать в своем воображении множество богов. Это знание просвечивало через человека, когда он в эпоху мегалита создавал огромные курганы. Ведь не только курган, но и маленький могильный холмик воспринимался как живот Матери-Земли, беременной новой жизнью. Мать-Земля, хранящая мертвецов в своей утробе, сама не могла их оживить. Потому у умерших должен был быть и Великий Отец, вечный Податель жизни, способный возродить их. И имя Небесного Отца, Который полностью не оставлял человека никогда, открыл нам Христос. А христианство, будучи жестоко гонимо, сверхъестественной силой любви победило зло, в которое погрязли многие народы. Оно вернуло человечеству светлый разум и доброе сердце, помогло преодолеть распад мировой древней цивилизации и создало великую культуру. Христианство оживило и славян, населявших Киевскую Русь. И во многом этому историческому событию мы обязаны именно святому равноапостольному великому князю Владимиру.